"Логвенкова Елена Геннадьевна, персональный сайт педагога"
Конспект НОД для детей подготовительной группы.ТЕМА: «Улетают журавли»Вос-ль: Е.Г. ЛогвенковаКонспект НОД для детей подготовительной группы. Вос-ль: Е.Г. Логвенкова
ТЕМА: «Улетают журавли» Цель: развитие связной речи через обучение пересказыванию. Задачи: Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо. Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику. Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности. Тип урока: Комбинированный урок Используемая методическая литература: Используемая литература: 1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта, см. прикрепленные файлы) 2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Упражение «Почему?») 3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Текст рассказа, упражнение «Дождик» стр. 458) 4). Л.Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.(Речевая игра «Что когда бывает?») Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно. Используемое оборудование: Оборудование, атрибуты: Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Мяч.
Ход непосредственной образовательной дея-ти. 1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона: - Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь. «Осенние листья»
Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого) четыре, пять, Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу) Н. Нищева О каком времени года мы говорили? - Об осени. - Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.
Речевая игра «Что когда бывает?» Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции. Оборудование: Мяч среднего размера. Алгоритм проведения: Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а». - желтеют листья - расцветают цветы - собирают урожай - метёт метель - люди загорают и купаются - собирают грибы - идут частые дожди - распускаются почки - птицы улетают в тёплые края Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места. 2. Основная часть. Подготовка к восприятию текста. Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью? - Они улетают в теплые края. Почему? - Становится холодно, исчезает пища. Все ли птицы улетают? - Нет, только перелетные. А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? - Зимующие. Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие. Дидактическое упражнение «Птицы» Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц. - Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте. - Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль. Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней? - Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски) - Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли». Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти. - Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли». «Улетают журавли» В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною. По И. Соколову-Микитову Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста. - В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли) - Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом) - Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны) - Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики) - Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной) Лексико-грамматическое упражнение «Почему?» А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу. - Почему осенние дни золотые? - Почему болото для журавлей родное? - Почему косяки птиц стройные? - Почему небо высокое и ясное? - Почему крики прощальные? - Почему встреча весной будет радостной? Физкультурная пауза «Дождик» Координация речи и движения К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке) Скачет дождик по дорожке. В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания) Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями) Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание) Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание) Сушит пёрышки скорей. Н. Нищева Повторное чтение рассказа. В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы. - А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст. Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст. Продуктивная деятельность. Зарисовка плана — схемы. Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц. - Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям. Рисование. Подведение итогов. - О каком времени года мы сегодня говорили? - Как называются птицы, которые улетают в теплые края? - Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали? - С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ? - Помогли ли вам схемы во время запоминания? Оценка деятельности детей. 7 декабря 2018 в 17:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.