"Логвенкова Елена Геннадьевна, персональный сайт педагога"

Конспект НОД для детей подготовительной группы.ТЕМА: «Улетают журавли»Вос-ль: Е.Г. Логвенкова

Конспект НОД для детей подготовительной группы.

Вос-ль: Е.Г. Логвенкова

 

ТЕМА: «Улетают журавли»

Цель: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

 Задачи:

 Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

 Тип урока: 

 Комбинированный урок

Используемая методическая литература: 

Используемая литература:

 1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта, см. прикрепленные файлы)

2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Упражение «Почему?»)

3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Текст рассказа, упражнение «Дождик» стр. 458)

4). Л.Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.(Речевая игра «Что когда бывает?»)

 Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.

Используемое оборудование: 

Оборудование, атрибуты:

 Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Мяч.

 

 Ход непосредственной образовательной дея-ти.

1. Организационный момент.

 Создание положительного эмоционального фона:

- Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

«Осенние листья»

 

Раз, два, три,                                          (загибают пальчики, начиная с большого)

четыре, пять,

Будем листья собирать                         (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,                                       (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.                (шагают пальчиками по столу)

Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

- Об осени.

- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

 

Речевая игра «Что когда бывает?»

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- метёт метель

- люди загорают и купаются

- собирают грибы

- идут частые дожди

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

- Они улетают в теплые края.

Почему?

- Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают?

- Нет, только перелетные.

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

- Зимующие.

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Дидактическое упражнение «Птицы»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.

- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.

- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

- Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски)

- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

По И. Соколову-Микитову

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

- Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

- Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

- Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

- Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)

Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.

- Почему осенние дни золотые?

- Почему болото для журавлей родное?

- Почему косяки птиц стройные?

- Почему небо высокое и ясное?

- Почему крики прощальные?

- Почему встреча весной будет радостной?

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке                                            

 (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! -                                                

(ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                                                            

(руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.                                                          

 (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей                                                      

 (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей.

Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Продуктивная деятельность.

Зарисовка плана — схемы.

Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.

- Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.

Рисование.

Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей.

9ee12c8dc0ac38fe087ba68f2795a2a9.jpg


7 декабря 2018 в 17:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.